Маша и Леша Гармония сайт Марии Петровой Алексея Тихонова
Главная Биография Соревнования Тренеры Пресса Карта сайта
Ссылки Фотографии Показательные Выдержки Форум Гостевая книга

22.03.2006


СУПЕРЭЛЕМЕНТЫ - ДЛЯ СОБСТВЕННОГО УДОВОЛЬСТВИЯ?

Имея в своем арсенале сложнейшие поддержки, Мария Петрова и Алексей Тихонов после исполнения короткой программы в состязаниях спортивных пар занимают лишь 3-е место.

Жеребьевка сложилась так, что раньше всех потенциальных соперников выпало кататься Марии Петровой и Алексею Тихонову. Пожалуй, единственным потенциальным медалистам из всей российской команды. Чемпионы мира-2000 уже не первый сезон славятся умением блестяще выполнить короткую программу и теоретически могли бы, наверное, бороться и за первую строчку в протоколе. Но остались третьими. Путь к далекому пока золоту застолбили за собой китайцы Дань Чжан и Хао Чжан. Та самая пара, падение партнерши в которой стало в Турине чуть ли не главным воспоминанием Игр.
Впрочем, сейчас в катании этих спортсменов не осталось ни малейшего намека на какие бы то ни было проблемы. После проката Дань Чжан призналась, что вообще не думала о травме. Спохватившись, правда, добавила, что колено вообще-то болит. Была, мол, серьезно повреждена крестообразная связка, и до сих пор ногу приходится плотно бинтовать, прежде чем выйти на лед.
Как бы то ни было, выступление получилось великолепным. Второй дуэт - Цинь Пан и Цзянь Тон - сильно уступал в сравнении. Но стал вторым. И больше всего этот факт расстроил, естественно, Петрову и Тихонова.

- Мне кажется, мы заслужили быть выше, - сказала на этот счет Мария. - О первом месте не говорю: Дан Чжан и Хао Чжан катались на редкость хорошо. Но вот вторая пара... Мы ведь имели возможность посмотреть их прокаты. Цинь Пан и Цзянь Тон катались медленно. А им все равно отдали второе место. И вторая оценка у них и у нас оказалась одинаковой. Хотя, на наш взгляд, мы катались лучше.

Масла в огонь подлила и одна из журналисток, спросив всех промежуточных призеров о том, что, на их взгляд, надо бы изменить в существующих правилах. Китайцы, хихикая и смущаясь, отделались общими короткими фразами, как бы поощряя переводчика самому дать ответ. Тихонов же выдал целую речь с предметной критикой относительно поддержек. Подоплека была ясна: вот уже второй сезон пара Людмилы Великовой демонстрирует самые оригинальные и сложные поддержки. Но ни разу это не было оценено по достоинству.

Когда пресс-конференция закончилась, Петрова все еще не отошла от обиды:

- Все наши попытки сделать в своих программах что-то более сложное, оригинальное заканчиваются тем, что нам советуют не экспериментировать, а быть такими, как все остальные. Например, в одной из поддержек я не держусь руками за партнера, как это делают другие девочки. Но никаких плюсов нам за это не дают вообще. В этом сезоне пришлось отказаться от многих оригинальных заходов на элементы - судьи их тоже не хотят воспринимать. Поэтому перед нами постоянно стоит дилемма: то ли убрать такие элементы из программы вообще, то ли оставить, чтобы хотя бы самим получать удовольствие от того, что мы делаем на льду что-то интересное, незаезженное. И чтобы доставить удовольствие зрителям.

- Когда вы приняли решение поехать в Калгари?
- Сразу после Игр в Турине. Даже мысли не было отказаться. Мы серьезно готовились к олимпийскому сезону. И, несмотря на неудачное выступление на Играх, решили, что будет правильно постараться закончить карьеру достойно. Хорошим прокатом.

- А может быть, стоило отказаться? Уехать в российский тур, как это сделали большинство фигуристов сборной, заработать хорошие деньги. Кому и что вы продолжаете доказывать? Судьям? Себе?
- Судьям бесполезно - это мы с Алексеем давно поняли. Себе, наверное. Да и возможность закончить сезон с медалью чемпионата мира значит для нас очень много.
- Есть еще одна причина, - вступил в разговор Тихонов. - Для меня каток в Калгари - особенный. Раньше мы никогда не выступали в этом городе, но я всю жизнь мечтал когда-нибудь оказаться на том самом льду, где олимпийскими чемпионами стали Екатерина Гордеева и Сергей Гриньков. Сложно объяснить, но это на самом деле не просто слова. Я хорошо знал Катю с Сергеем, всегда восхищался их катанием, они были кумирами и для Маши, поэтому и этот дворец для нас - не очередной каток, каких много, а в какой-то степени культовое место. Действительно очень хочется хотя бы здесь хорошо откатать обе программы. С первой получилось. Теперь будем стараться в произвольной.

- Вы пытаетесь как-то объяснить «нелюбовь» к себе судей?
- Постоянно. Главная проблема, наверное, заключается в нас самих. Нельзя ошибаться, давать повод для придирок. Мы дважды ошиблись на Играх - ну и кого здесь винить? А вот когда катаемся чисто и нас все равно ставят на более низкое место, здесь, наверное, есть и вина федерации.

- Почему вы решили поменять произвольную программу?
- Слишком многие говорили в Турине о том, что «легкий» стиль не очень нам подходит. Нужно что-то более мощное, классическое, - улыбнулась Маша. - Нам с Лешей всегда нравилась программа, с которой мы выиграли чемпионат мира-2000 в Ницце. Эту музыку - «Времена года» Вивальди - мы и решили взять еще раз.

- Получается, просто положили прежнюю программу на другое сопровождение?
- Не совсем. Кое-что изменили. Отказались от второго тройного прыжка. Слишком тяжело, когда в программе два сложных прыжка исполняются почти подряд с одной и той же ноги. Но в целом процесс дался легче, чем предполагали. На первой же тренировке после возвращения из Турина мы решили попробовать прокатать так называемый «макет» - и все сразу легло в него очень удачно. Даже удивились.

- Похоже, этот макет сложился у вас в головах еще в Турине?
- Мы думали об этом... Хотя, скорее всего, сыграла роль именно музыка. Очень хорошо ее чувствуем. С другой стороны, мне до сих пор немножко жаль старую программу - олимпийскую. Она тоже нравилась. Привлекала какой-то легкостью, игривостью.

- Как же успевали сочетать и тренировки, и лечение? В Турине, знаю, вам пришлось выступать с травмой?
- Успели немного отдохнуть и восстановиться после финала - до показательных выступлений оставалось больше недели. Это последствия старой травмы: шесть лет назад, как раз после выигранного в 2000-м чемпионата мира, я надорвала связки на левой ноге. Вроде бы тогда удалось все залечить, нога перестала болеть, но потом, как только начинались нагрузки, травма снова давала о себе знать. Перед Играми в Турине случилось очередное обострение. Сейчас чувствую себя значительно лучше.

- Алексей, а вам не жаль олимпийскую программу?
- Немножко. Это была одна из наших лучших программ. Но не могу не согласиться с тем, что музыку Вивальди мы способны преподнести лучше. Я, кстати, предлагал взять «Времена года» еще перед началом сезона, когда мы только начинали ставить олимпийские программы. Но наш тренер (Людмила Великова. - Прим. Е.В.) больше склонялась к музыке Нино Рота. Мы с этим в итоге согласились. Чем-то эта композиция тоже была нам мила. Хотя уже после Игр большинство специалистов действительно пришло к мнению, что произвольная программа так и не «заиграла», как должна была, по нашей задумке. Решающим оказалось мнение Татьяны Тарасовой. Мы долго разговаривали с ней после финального проката. Тарасова, в частности, сказала, что музыка Нино Рота как бы «прижимает» нас, давит, не дает показать то, что мы умеем. Для меня это мнение оказалось определяющим. И с Машей мы договорились, что просто попробуем «положить» макет программы на музыку Вивальди и покатать ее на тренировках пару-тройку дней. Не получится - всегда можно вернуться к запасному варианту. А вышло так, что все сразу сложилось. Это отметила и Великова, да и мы сами почувствовали разницу. Музыка Вивальди с первых секунд словно подхватывает нас и тащит до самого конца программы. Не остается ощущения тяжести, усталости. Это сильно окрылило. Есть даже некий символ в том, чтобы закончить карьеру композицией, которая принесла нам в свое время столько положительных эмоций.

Елена Вайцеховская

 

© Kateryna
Фоновое изображение Peter Sobolev
Дата открытия сайта - 18 октября 2005 года.
Все права на материалы, размещенные на данном сайте, принадлежат их авторам.
При перепечатке ссылка на авторство и источник обязательна.

Хостинг от uCoz